Вводная часть истории муниципального образования. Примерно от 200 до 500 символов.
История
Историческая справка
(из летописи с. Щелканово, которая ведется в библиотеке села с 2001 года)
Село Щелканово находилось в глубинке Мещовского уезда на северо-востоке и на границе известного Мещовского ополья. Большое торговое село Щелканово существовало уже при монголо-татарском нашествии (точная дата не установлена). Название села вероятнее всего произошло от имени одного из предводителей монголов-Щелкана. Ныне в Алтайском крае проживает одна из этнических групп – Щелканцы, которая (как считает автор) имеет отношение к этому имени. Некоторые жители Щелканова утверждают, что Щелкан был разбойником (версия Ф.М. Пацевой).
Село расположено на небольшой речонке Яменке, впадающей в Течу. Свое развитие село Щелканово получило в связи с тем, что оно всегда было расположено в узле транспортных дорог. Старинная столбовая дорога из Калуги на Смоленск проходила через Товарково-Полотняный Завод – Щелканово – Мосальск – Ельню. В ХIХ веке дорога на Смоленск проходила через Юхнов. Щелканово опять оказалось на пути старинного столбового тракта. Строила Большак императрица Екатерина. Тракт так и назывался Екатерининским большаком. Путник, проезжающий по почтовому тракту, ещё издали видел церкви в селе Щелканово. Их было две: старообрядческая, и церковь Рождества Христова с приделами во имя Веры, Надежды И Любови (памятник архитектуры ХVIIIвека). Построена церковь на средства опальной царицы Евдокии Фёдоровны Лопухиной.
В 1596 году в поместьях думского дьяка с. Щелканово были «установлены торги».
С конца XVI века во многих больших сёлах Мещовского уезда стала развиваться торговля. Во все времена люди умеющие делать что-то своими руками, были самыми почитаемыми людьми на Руси. Торговали продуктами сельского хозяйства, гончарными изделиями, другими товарами. Каждую субботу были базары, а два раза в год – ярмарки. Росли в селе дома богатых купцов. Возникали семейные династии. В Щелканове были известны крепкие хозяйства купцов Митяевых, Иванкиных, Петухиных, Кононовых, Гудковых, Филькиных , Прохиных, Смирновых, Баженовых, Никитиных, Афонькиных. Купец Митяев изготовлял разные колбасы и торговал ими, лес продавал купец Иванкин. Некоторые купцы занимались продажей лошадей и крупного рогатого скота(Кононовы и др). В селе насчитывалось 450 домов, был постоялый двор (купцы Прохины), больница, аптека. В 1914 году открылась новая школа, построенная по проекту немецкого инженера – строителя.
Постоянно развивались крестьянские хозяйства и кустарное производство. Щелканово славилось своими мастерами и рукодельницами. Население согласно архивным данным в 1920 году составило около 900 человек.
В 1776 году в составе Калужской губернии был образован Мещовский уезд. По административному делению Щелканово стало центром волости, в которую вошли населенные пункты: Утренка, Жеремесло, Миньково, Екатериновка,Крутое, Ямна, Сосино, Куркино, Дворики. Революционные события 1917 года сильно повлияли на крестьянское движение в Мещовске и в волостных уездах. Не обошли они и Щелкановскую волость. В Чемодановскую волость вернулся Прокофий Иванович Генералов – революционер, член РКП(б), который провёл в ссылке три года. В историко-краеведческом очерке «Мещовск» Г. Холодицкий пишет: «Особой революционной активностью отмечались события в Чемодановской и Щелкановской волостях Мещовского уезда. Вот что сообщал начальник участка уездной милиции подпоручик Соколов уездному комиссару: «Под влиянием Чемодановской земской управы, вернее братьев Генераловых, переизбрана Щелкановская волостная управа. Поручили земельному комитету организовать Красную гвардию и произвести сбор оружия и учет живого и мёртвого инвентаря у помещиков».
В сентябре 1918 года большевики Мещовска избрали первый уездный комитет партии. В 1929 году Калужская губерния была упразднена, тогда же был ликвидирован и Мещовский уезд, Щелканово было передано Юхновскому району, Щелкановская волость преобразована в Щелкановский сельский Совет.
В 1930году началось массовое раскулачивание. Церкви закрылись. Имущество церквей, купцов и кулаков Щелканова было конфисковано. Служители церквей и семьи купцов, кулаков репрессированы.
Эта история села Щелканово взята из историко-краеведческих очерков краеведа из села Куркина Смирнова Валентина Сергеевича, напечатанных в Юхновских вестях № 62 от 6 июня 2000 года. Когда готовились краеведческие очерки автору приходилось часто встречаться с местными жителями с. Щелканово, но особенно запомнилась встреча с бывшей учительницей Фаиной Михайловной Пацевой. Пацева Ф.М. родилась в 1924 году в семье, которая оставила след в истории. Дедушка по материнской линии был волостным писарем, а другой – Пацев Михаил Иванович служил волостным судьёй, а потом нотариусом. Родители Ф.М. Пацевой – педагоги, работали в местной школе. Пацевы бережно хранили историю своего села и эта любовь была передана маленькой Фаине. Несмотря на свой преклонный возраст Ф.М. Пацева хорошо помнила события далекого прошлого. Некоторые эпизоды воспоминаний Ф.М. Пацевой нашли свое отражение в этом очерке.
А это материалы из личного архива Г.М. Морозовой, представленные редакции «Весть» Александром Кузьминым.
Древнее село Щелканово в прошлом – богатый торговый центр.
В XVII-XVIII веках село принадлежало тестю Петра I Фёдору Аврамовичу Лопухину, так же как и другие селения входящие в состав нынешнего сельского поселения: Зубово, Чермошня, Ямна. В начале XIX века село перешло к Ивану Никитичу Скобелеву, генералу от инфантерии, солдатскому писателю, директору Чесменской военной богадельни. В 1912 году, будучи адьютантом Кутузова, он отличился в Бородинском сражении. С 1831 года стал печатать свои рассказы для солдат. Известны его сочинения: «Письма русского инвалида», «Вечер чесменского инвалида», пьеса «Кремнёв, русский солдат». В предреволюционные годы в Щелканове сложился интеллигентный кружок, в который вошли учителя земской школы, аптекари, группировавшиеся вокруг земского врача Николая Антиповича Кутьина. В первые годы советской власти кружок организовал занятия по ликбезу, любительские спектакли, утренники для детей, периодическую консультацию населения.
Население села в середине XIX века насчитывало более 1000 человек. К началу XX века оно уменьшилось до 420 человек. Примерно столько же проживает в селе и сегодня ( здесь и далее – данные на 1989 год прим. Ред.) Здесь работает средняя школа, основанная ещё в 1879 году, есть библиотека, дом культуры новой постройки. Колхоз после долгих лет отставания пошел в гору. Много внимания уделяется социально-бытовым вопросам. Но охрана памятников, восстановление их пока оставляют желать лучшего. (Газета «Весть»: март 2002 года)
Церкви
Церковь Рождества Христова середины XVIII века , колокольня к ней построена в 1906-1909 гг. Трёхярусная в псевдоклассическом барочном стиле. Была использована как водонапорная башня. Центрическая пятиугольная постройка типичная для 18 века. Обработка фасада: пилястры местами стареют, тонкопрофилированные карнизы, плоские наличники с ушками выполненные в кирпиче. Она была взята под Республиканскую государственную охрану. (Постановление № 1327 от 30.08.1960 года). Здание старообрядческой аварийное и было снесено в 1986 году. Построена в XIX веке. В последнее время в ней был молокозавод. На кладбище надгробие лесопромышленника Иванкина и там находится надгробие 17 века, вполне возможно, что на этом месте была церковь. (Говорят была часовня).
В Сельской жизни – в первый год депутатства Николаева А.А. статья о Щелканове «От клумб до куполов». (1988-1989).
Зубово – 1730 год – церковь «Владимирская».
Сухолом – Церковь Петра и Февронии середина 17 века.
Васцы – церковь постройки конца XVII века. Разрушена в 1942 году во время войны. Расписывал юхновский иконописец Январёв.
Народные промыслы.
Долгое время на Руси существовало натуральное хозяйство. Почти в каждой деревне были свои кустари, сапожники, портные, веревочники, пильщики досок и даже кузнецы, которые работали на привозном металле. Смолокуры в специальных печах гнали чёрный и терпкий дёготь. Это ремесло запечатлено в фамилиях кустарей - Куренковы, которых так много в Щелкановской волости. Многие деревни Щелкановской волости имели своих плотников, сапожников, было развито гончарное производство. Ни одна семья не могла обойтись без глиняной посуды. Особенно своими изделиями были известны кустари из деревень Утренка (Мироново) и Жеремесло. Только в этих деревнях было 100 кустарей. Глину брали в деревнях Миньково и Екатериновка. В д.д. Мироново (Утренка), Жеремесло гончарную посуду использовали не только в домашнем обиходе, но и вывозили на базары и ярмарки Мещовска, Бабынина, Брянска и даже Белоруссии.